Баннер Главная. Баннер Новости флота . Баннер О нас . Баннер Фотоальбомы. Баннер Литература. Баннер Гостевая






Леонид Баум
Капитан 2 ранга

 БАУМАН
ИСТОКИ

В 1995 году Главком ВМФ России издал приказ № 433 «О введении годовых праздников флотов и учреждении дней моряков». По этому приказу на Российском Военно-морском флоте учрежден «День моряка - подводника» - в честь объявления 19 марта 1906 года подводных лодок самостоятельным классом кораблей.

Длительное время в предшествующие этой дате годы в ряде стран создавались многочисленные проекты и изготовлялись опытные образцы подводных судов. Наиболее известные проекты были реализованы в Германии, Франция, США, России.

Однако к 1900 году ни на одном военно-морском флоте еще не было боевых подводных лодок. К постройке их главнейшие государства приступили почти одновременно в 1900 - 1903 годах. Лодки стали рассматриваться как оружие, дающее возможность защищаться на море против более сильного врага.

Первая боевая российская подлодка была заложена в 1901 году в Петербурге на Балтийском судостроительном заводе. В ее проект были заложены принципы русского типа конструирования, развивающегося в России в предыдущие годы. Лодка строилась под названием «Миноносец № 113», а затем получила название «Дельфин».

Весной 1903 года была назначена команда из унтер - офицеров, согласившихся добровольно служить на подлодке. Командиром стал капитан 2 ранга М.Н.Беклемешев.

Первый боевой подводный корабль имел водоизмещение 113/124 т, длину 19,6 м, ширину 3,35 м, скорость 10/6 узлов, глубину погружения - 50 метров, мощность двигателя 300 / 3 20 л.с. был вооружен двумя торпедными аппаратами.

Удачные испытания «Дельфина» доказали возможность самостоятельной постройки подлодок на отечественныз заводах. Корабль продемонстрировали на ходу и с погружением императору Николаю П.

Согласно принятой в 1903 году десятилетней судостроительной программе Морское министерство предполагало построить к 1914 году 10 подводных лодок. 2 января 1904 года Балтийскому заводу был выдан заказ первой подлодка типа «Касатка» водоизмещением 140 т. по проекту Бубнова и Беклемешева. Вскоре заводу было заказано еще 4 лодки такого типа.

Возникновение подводного флота России тесно связано с Латвией. Удобный незамерзающий небольшой торговый порт в центральной части Балтики - Либава -облюбовал еще Петр 1 при посещении им Курляндии. Построеный в конце XIX - начале XX века Россией за большие деньги военный порт получил имя Императора Александра Ш. Отсюда пошли по флотам боевые российские подлодки.

В кирпичных казармах, построенных руками мастеровых из близлежащих губерний, размещался первый учебный подводный центр. Он создавался и обустраивался под командованием русского адмирала - подводника Э.Н.Щенсновича.

Через Либаву проходили лодки, построенные и собранные на петербургских и других заводах. Здесь готовились экипажи, офицеры - подводники, в отряде проводилась исследовательская работа. По предложению Э.Щенсновича в Либаве был вырыт бассейн для стоянки 20 лодок, соединенный с каналом для выхода лодок в море. Там же выстроили несколько причалов и береговые сооружения для технического и тылового обслуживания. Все это строилось добротно, и многие годы использовалось уже советскими подводниками вплоть до 1993 года.

В 1906 году в Либаве был создан «Учебный Отряд подводного плавания». В него вошло учебное судно «Хабаровск» и подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». На учебном судне «Хабаровск» были организованы классы для офицеров и школа для обучения команд. В 1908 году система обучения получила окончательную форму. Общая продолжительность прохождения курса офицерами составляла 10 месяцев, а матросами от 4 до 10 месяцев.

Служившие ранее на подлодках офицеры были подвергнуты в 1907 году специальным экзаменам Особым циркуляром Главного Морского штаба 68 офицерам, выдержавшим экзамены, было присвоено звание: «офицер подводного плавания», которое предполагало определенные права и приемущества.

На Учебный Отряд подплава кроме подготовки кадров подводников был возложен ряд важнейших задач: учебно-боевая подготовка подводных лодок на всех морях; организация содержания в боевой готовности их материальной части и оружия; ремонт и снабжение, а также решение проблемных вопросов, связанных с постройкой и эксплуатацией. Все вновь построенные подлодки до 1914 года поступали в состав Учебного Отряда, который осваивал их, укомплектовывал личным составом и после завершения учебной подготовки выделял дивизионы лодок для Черноморского и Балтийского флотов. Отряд подлодок во Владивостоке также комплектовался здесь.

В Либаве были организованы тренировки командиров лодок, проводились «атаки» учебного корабля «Хабаровск», а так же других кораблей, приближающихся к порту. Лодки стреляли учебными торпедами. Для поднятия авторитета офицеров - подводников в 1909 году был утвержден специальный нагрудный знак.

В 1913 была произведена очередная реорганизация соединения подлодок на Балтике и организована «Бригада подводных лодок Балтийского моря».

К концу последнего мирного 1913 года в русском флоте было около тридцати подлодок.

Первые лодки могли действовать на удалении ста пятидесяти миль от берега, находясь в море до двух недель. На типичной лодке команда составляла около 20 человек. Условия пребывания на таком корабле были тяжелыми. Внутренние отсеки субмарины - сырые и холодные - слабо освещались, воздух был наполнен парами несовершенных бензиновых двигателей и горько-кислым запахом аккумуляторных батарей.

Каждый член экипажа мог совершить ошибку, которая стоила бы жизни всем: один единственный клапан, открытый не в ту сторону; один единственный люк, оставшийся ненадежно задраенным или неверное движение руки на приборах управления - все это могло привести к роковому погружению на дно моря.

На российских подлодках борьба за продолжительность пребывания людей под водой сводилась в основном к улучшению санитарных условий. На кораблях поддерживалась образцовая чистота: ежедневно проводилась чистка трюмов. Перед выходом в море команда принимала душ или мылась в бане. Хранение грязного белья или одежды на лодке не разрешалось. Курение запрещалось категорически. Продукты питания применялись лучшего качества; при длительных походах выдавались консервы, сгущеное молоко, сухофрукты.

К началу 1 мировой войны Учебный Отряд выростил кадры опытных подводников. Освоение новой техники сопровождалось всякого рода неожиданностями и авариями, приводившими к человеческим жертвам. Малейшая оплошность приводила к серьезным последствиям.

ПЛ «Дельфин» - первая боевая лодка - была привлечена для обучения подводников. Наместник царя на Дальнем Востоке Алексеев требовал, чтобы первые лодки отправили на Тихий океан, где начиналась война с Японией.

Чрезмерныя спешка в обучении команд на «Дельфине» приводила к авариям и гибели людей. 16 июня 1904 года лодка погрузилась у стенки завода, имея на борту кроме основной команды (10 матросов и 3 офицера) 24 матроса с других лодок «с целью приучения их к нахождению на лодке в погруженном состоянии». По причине несовершенства лодки при погружении в неполностью закрытый рубочный люк хлынула вода, и лодка утонула. Погибли лейтенант Черкасов и 24 матроса.

13 подводных лодок (в т.ч. «Дельфин») к концу лета 1905 года были перевезены по железной дороге во Владивосток. Лодки выходили в море на поиск противника, но встреч не было. Зато поломки и аварии бывали часто.

Несмотря на все опасности, которые стали неотъемлемой частью службы на подводных лодках, недостатка в добровольцах не было.

В 1907 году коллектив офицеров-подводников Учебного Отряда наладил в Либаве издание журнала «Известия по подводному плаванию». Этот журнал издавался позднее (в 1916- 1917 г.) под названием «Ежемесячник подводного плавания».



МИРОВАЯ ВОЙНА.

В первые месяцы войны еще никто не предполагал той роли, которую подводные лодки сыграют впоследствии. Очень скоро воюющие стороны убедились, что подлодки являются весьма эффективным средством борьбы против крупных боевых кораблей, особенно после потопления в Северном море трех английских крейсеров «Хог», «Абукир» и «Кресси» германской подлодкой «У-9». К началу мировой войны Германия имела 18 лодок. Первые успехи побудили немцев, используя развитую промышленность, развернуть их широкое строительство.

Россия в начале войны имела подводные лодки, построенные до 1911 года. На Балтийском море была бригада ПЛ в составе 11 единиц. На Черном море - Отдельный дивизион (4 лодки). На Тихом океане, во Владивостоке, имелся Отряд ПЛ (12 лодок).

В постройке находились 24 более крупные и более совершенные подлодки типа «Барс». Эти лодки имели водоизмещение 780 т, длину 67 метров, ширину 4,5 м, скорость хода 18 /8,5 узлов, вооружение 12 торпедных аппаратов и две пушки 57 и 37 мм. Лодки вступали с строй по мере завершения строительства в течение 1915-1917 гг.

В 1916 году Балтийский и Черноморский флоты получили подкрепление в виде 11 подлодок типа «АГ» (Американский Голланд). Интересна их история. Лодки фирма Голланд (США) строила по заказу Англии - союзницы России в войне. Царское правительство обратилось к англичанам с просьбой передать лодки России. Эти лодки в виде отдельных секций в 1916 году были посланы на пароходах во Владивосток. Оттуда по железной дороге 5 лодок отправились на Балтийский завод в Петроград и 6 лодок - в г. Николаев.

В Петрограде лодки были собраны и вошли в строй, получив наименования от «АГ-11» до «АГ-15». В Николаеве в 1918 -1919 году собрали «АГ-21» и «АГ-22». Первая из них была потоплена интервентами в 1919 году в Севастополе. Вторая - в 1920 г уведена белогвардейцами в Безерту. Остальные три были достроены уже после гражданской войны Эти лодки напоминали современные дизельные.

Боевые рубки имели две крышки, изолирующие их от центрального поста. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков. Аккумуляторные ямы были герметичны. Некоторые особенности в конструкции заслуживают особого внимания: на ходовом мостике между тумбами перископов была устроена труба для приема воздуха. Эта труба с откидными ручками, управлемыми из рубки, подавала воздух к дизелям в бурную погоду или при плавании в позиционном положении. Носовые горизонтальные рули были откидными, а кормовые располагались за гребным винтом, что увеличивало эффект их работы.

Подводные лодки «АГ» хорошо зарекомендовали себя, благодари надежности действий механизмов и хорошей мореходности. Они пробыли в строю около 30 лет, вели боевые действия в первой мировой войне на Балтийском море, а во время ВОВ - на Черном море.

Вступившие в строй более совершенные ПЛ на Балтийском море во время войны повысили роль подводных лодок в боевых действиях, закрепили оборону восточной части моря. Оценивая компанию 1914 года, командующий Балтийским флотом адмирал Эссен писал: «На театрах узких и относительно мелких мины заграждения и подводные лодки заняли одно из первых мест среди других средств борьбы.» Действия ПЛ в 1915 году имели результат: были уничтожены I броненосный крейсер, I легкий крейсер и 16 пароходов.

Деятельность подлодок на Черном море была более эффективна.

10 июля 1915 года подводный заградитель «Краб» в устье пролива Босфор поставил в одну линию заграждения 60 мин. На этом заграждении 18 июля подорвался немецкий крейсер «Бреслау», в результате вышедший из строя на 7 месяцев.

10 августа ПЛ «Тюлень» потопила турецкий угольный транспорт.

5 сентября ПЛ «Нерпа» в бою у Кефкена совместно с эсминцами «Пронзительный» и «Быстрый» атаковали и уничтожили 4 транспорта. Особое место занимает бой подлодки «Тюлень» (командир кап. лейтенант Китицин) с вооруженным турецким пароходом «Родосто» 11 октября 1916 года. Лодка вступила в артиллерийский бой, повредила пароход, и он прекратил сопротивление. Судно захватили и привели в Севастополь.

В 1-й мировой войне подводники часто использовали т.н. призовое право, когда под угрозой потопления экипажи торговых кораблей подчинялись требованиям командиров лодок, команды оставляли корабли, а капитаны с судовыми документами попадали в плен.

Такие случаи были у российских подводников на Балтике и на Черном море. Весной 1916 года ПЛ Балтийского флота «Волк» (командир ст. лейтенант И.Мессер) находилась в походе в Ботническом заливе па путях следования германских пароходов, доставлявших в Германию из Швеции руду и другие грузы. При обнаружении немецкого парохода лодка всплыла, артрасчеты заняли место у орудий. На лодке подняли сигнал «Немедленно остановиться!» Для убедительности произвели два выстрела. Судно остановилось. 23 человека спустились в шлюпки, и подошли к «Волку». Капитана парохода оставили с документами на лодке, команду отпустили, судно торпедировали.

В тот лее день лодка атаковала и потопила торпедой другой немецкий пароход, который отказался подчиниться. Первая мировая война изменила характер боевых действий на море. Действия подводных лодок развеяли старые представления о господстве на море крупных надводных кораблей.



РОССИЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ.

Мировая война еще не окончилась, когда в России произошли коренные революционные изменения. Большинство моряков Балтики приняли участие в Октябрьской революции на стороне Советской власти.

Советское правительство выступило за прекращение мировой войны и заключило Брестский мир с Германией. По условиям этого договора российский флот должен был эвакуироваться из Эстонии и Финляндии или разоружиться.

Все ценные корабли Балтийского флота были выведены из Ревеля (Таллинн). В конце 1918 года флот сосредоточился в Гельсинфорсе. В Финляндии в полном разгаре шла гражданская война, немцы и белофины приближались к столице. Положение флота стало критическим.

Еще при Временном правительстве Балтийский флот перешел на сорону Советов и управлялся Центробалтом (Центральный комитет Балтийского флота). Вопреки реакционным офицерам, которые сопротивлялись переводу кораблей в Кронштадт, было принято решение - корабли эвакуировать. «Ледовый переход» закончился 25 апреля 1918 года. Всего из Гельсинфорса было выведено 211 кораблей, в том числе 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эсминца, 10 тральщиков, 5 минных заградителей, 12 подводных лодок и другие. Эти корабли были использованы для создания Советского Военно-морского флота.

Балтийцы воевали против интервентов и белогвардейцев, частично в этом участвовали и подводники. Осенью 1918 года из Петрограда на Волгу отправили четыре ПЛ («Минога», «Мокрель», «Окунь» и «Касатка»), Позднее их перевели на Каспий, и там экипажи приняли участие в боевых действиях. Командир ПЛ «Мокрель» боцман М.Лишманов за боевые заслуги и отвагу был награжден Орденом Красного знамени. Осенью 1918 года, когда Германия потерпела поражение в войне и Брестский мир потерял свою силу, обстановка на Балтике сильно изменилась.

Вместо германского флота в Финском заливе появились английские корабли под предлогом «оказания бескорыстной помощи прибалтийским странам и обеспечения их независимости». Балтика вновь стала ареной боев. В Кронштадте был образован ДОТ (Действующий Отряд Балтфлота), в который вошли несколько крупных боевых кораблей, и пять подлодок.

Советские лодки несколько раз выходили в море осенью 1918 и летом 1919 года. 31 августа 1919 года из Кронштадта вышла ПЛ. «Пантера» с целью поиска и атаки вражеских крейсеров и миноносцев в Капорском заливе. Подводники под командованием 24-х летнего офицера А.Бахтана торпедировали и утопили английский эсминец «Виттория». «Пантере» довелось быть в дальнейшем ветераном трех войн. Спущенная на воду 13 апреля 1916 года, она несла службу почти 40 лет и только в 1955 году была разобрана.

К моменту окончания Гражданской войны в распоряжении Советского правительства оказались только корабли Балтийского флота. Черноморский флот был полностью уничтожен. Чтобы военные корабли не попали в руки немцев, в 1918 году их из Севастополя перевели в Новороссийск и часть из них затопили (линкор «Свободная Россия» и 8 миноносцев). Остальные вернулись в Севастополь и сдались «на милость победителя». С уходом немцев из Крыма корабли попали в руки англо-французских интервентов, которые часть кораблей потопили. 26 апреля 1919 года 13 подводных лодок были выведены из Севастополя и улеплены. Остальные корабли флота оказались в руках белогвардейцев, и ушли в Безерту.

Примерно такое же положение сложилось на Севере. К осени 1917 года флотилия Северного Ледовитого океана имела 89 боевых единиц. В ее состав входили линейный корабль «Чесма», крейсера «Аскольд» и «Варяг», 6 миноносцев, 40 тральщиков. Л так же посыльные суда, ледоколы, заградители и другие суда.

С уходом с Севера англичане увели все корабли, которые смогли. Впоследствии номерные тральщики были включены в состав английского флота, ледоколы «Козьма Минин» и «Илья Муромец» присвоены французами (переименованы в «Кастор» и «Поллукс»). Таким образом, флотилия была ликвидирована.

На Тихом океане американские и японские интервенты разрушили судоремонтные предприятия и склад в портах и угнали более трехсот судов и кораблей.



СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ.

По окончании Гражданской войны экономика в стране стала восстанавливаться. Вместе с промышленностью возрождалось и военное судостроение.

Опастность новых нападений на страну сохранялась, поэтому принимались меры по укреплению страны и боевой мощи армии и флота. В первую очередь были отремонтированы и введены в строй все ценные корабли, оставшиеся от царского флота.

При восстановлении флота большое внимание уделялось подводным лодкам. В городе Николаеве были достроены четыре ПЛ («АГ-23 - АГ-26»), отремонтирована единственно оставшаяся ПЛ «Нерпа» (типа «Барс»). Все они вошли в состав Отдельного дивизиона ПЛ. Черного моря. Вскоре подняли, восстановили и ввели в строй «АГ-21».

На Балтике из оставшихся 12 ПЛ. типа «Барс» организовали Бригаду ПЛ Балтийского моря.

На состояние флота особенно тяжело отражалась неукомплектованность личным составом. На некоторых кораблях некомплект комсостава доходил до 80 %. Нужны были исключительные меры. В октябре 1922 года Комсомол принял решение о шефстве над военно-морским флотом. В течение первого года на флот пришло 6000 комсомольцев. Комплектование энергичной молодежью послужило источником возрождения и дальнейшего развития флота.

Многие офицеры старого флота, в т.ч. подводники, связали свою жизнь с новой Россией, стали верными ее защитниками. В период восстановления флота некоторые продолжали учебу в Соединенных Классах специалистов комсостава организованных при Военно-Морской академии. Некоторые учились и окончили академию. Творческая работа старых подводников нашла свое выражение в создании коллективного труда «Правила службы на подводных лодках», где подытожен опыт минувшей войны. Наличие на Балтике и Черном море 14 подлодок позволили начать подготовку кадров для нового советского подводного флота.

Говоря о восстановлений флота, следует упомянуть с благодарностью и работу ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения) по розыскам и подъему целого ряда потопленных подлодок.

Черноморцы в 1926 году подняли ПЛ «Орлан». В 1928 г. на глубине 30 метров была найдена, затем поднята, отремонтирована и введена в строй «АГ-21». Вскоре были найдены и подняты «Судак», «Налим» и «Лосось». Наконец в 1934 году подняли лодку «Кит», а в 1935 году - подводный заградитель «Краб».

В период проектирования первых подводных лодок у советских конструкторов, естественно, возникло желание сравнить свои лодки с иностранными. Такое удалось сделать после подъема английской ПЛ «L-55», которая погибла 4 июня 1919 года при попытке атаковать эсминцы «Гавриил» и «Азард» в Капорском заливе. Лодка была поднята при помощи известного на Балтике спасательного судна «Коммуна» с глубины 32 метра. Останки 38 подводников отправлены в Англию.

Английские лодки этого типа строились в Англии с 1917 до 1923 года. Водоизмещение 807/1139 т., скорость 17/10,5 узлов, вооружение: 6 торпедных аппаратов и 2 - 100 мм. орудия. Подводная лодка вошла в строй КБФ в 1931 году, причем было сохранено ее прежнее название.



СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА.

Советское правительство и командование ВМФ внимательно следили за развитием иностранных флотов, особенно подводных лодок, значение которых после мировой войн сильно возросло.

Общие потери торгового тоннажа союзников от действий германских подлодок составили 13 с половиной миллионов тонн, количество потопленных судов достигло 5861.

Опыт войны выдвинул ПЛ на первостепенное место в качестве главного оружия в операциях на морских путях сообщения Отношение к подлодкам изменилось и им стало уделяться внимания больше.

Техника подводного оружия развивалась бурными темпами. Общая тенденция сводилась к увеличению водоизмещения и усилении всех ВИДОВ применяемого оружия. Тоннаж вырос с 700-800 до 1200 - 2000 тонн. Количество торпедных аппаратов с 2 - 4, до 6 -8; запас торпед от 6 - 8 до 10 -16. Скорость лодок надводная возросла до 21 узла, дальность плавания достигала 8000 миль

По инициативе Англии в 1922 голу была созвана Вашингтонская конференция по ограничению морских вооружений. Конференция не смогла ограничить или сократить строительство подводных лодок. Заключенное в 1930 году Морское соглашение (США, Англия, Япония) установило лимит суммарного подводного тоннажа по 52700 тонн.

На новой Морской конференции, состоявшейся в 1935 - 1936 гг., выяснилась полная невозможность договориться о каких-либо ограничений подводных флотов.

После тщательной разработки конструкторами проект первой советской подлодки был утвержден 5 марта 1927 года. В торжественной обстановке к крыше цистерны быстрого погружения первой из строящихся лодок была прикреплена серебряная пластина -«закладная доска» - с названием «Декабрист» (Д-1). Вслед за этим были заложены подводные лодки «Народоволец» (Д-2) и «Красноармеец» (Д-3).

14 ноября 1931 года после окончания испытаний на всех трех лодках подняли военно-морские флаги. При разработке проектов и постройке первых лодок участвовали опытные кораблестроители и среди них: доктор технических наук Б.М.Малшин (ученик известных кораблестроителей И.Г.Бубнова и А.А.Крылова), М.Н. Рудницкий (руководитель отдела иодводного плавания НИИ) и другие.

Широкое развитие подводного кораблестроения в стране была составной частью прогресса экономики и промышленности. За первой серией лодок пошла вторая и последущие - разных типов. Сроки постройки были сжатые, нарушалось правило сначала создать опытный образец, отработать его полностью и после этого налаживать серийное производство

Уже во время строительства лодок типа «Д» были разработаны проекты лодок тина «Л» а «Щ». На «Ленинцах» кроме мощного торпедного вооружения имелось устройство для постановки мин заграждения, т.е. это были созданы первые подводные минные заградители.

Вслед за этим были созданы и малые подлодки типа «М-У1», названные на флоте «малютками».

Освоив постройку подводных лодок разных типов и удовлетворив первые потребности Балтийского и Черноморского флотов, в стране развернули постройку лодок для Тихого океана и Северного флота.

Создание советского флота на Тихом океане началось в 1932 году. Туда отправили в разобранном виде три ПЛ. типа «Щ», которые были собраны и вступили в строй в 1933 году. Позже на Дальний восток отправлены ПЛ. других типов. В 1933 году после окончания строительства Беломоро-Балтийского канала на Север были переведены первые военные корабли: подводные лодки типа «Д»,миноносцы «Урицкий», «Куйбышев», «Карл Либкнехт» и другие. Эти корабли положила начало Северному флоту.

До войны в 1936 — 1940 годах спроектирована и построена еще одна сравнительно большая серия крейсерских подлодок «К». Эти лодки отличались усиленным вооружением, большей скоростью надводного и подводного хода, а также дальностью плавания.

До начала ВОВ советские подводники получили некоторый боевой опыт и навыки в применении оружия, участвуя в Советско-финской войне. За отличное выполнение боевых задач командирам подлодок Балтийского флота - капитану 3 ранга А.И.Коняеву (ПЛ «Щ-324»), капитан-лейтенанту А.Б.Трипольскому (ПЛ «С-1»), и капитану - лейтенанту Ф.Т. Вершинину (ПЛ «Щ-311») было присвоено звание Героя Советского союза. Экипажи этих кораблей награждены орденами и медалями, а лодки стали «Краснознаменными». Первыми Героями Советского Союза на флоте были участники гражданской войны в Испании подводники Н.П.Египко и И.А.Бурмистров.



Hosted by uCoz