ВАЛЕНТИН САЕНКО.
ФЛОТСКИЕ АТТЕСТАЦИИ
Из цикла «Невыдуманные истории».
«Кадры решают все».
И.В. Сталин.
«В кадрах решают все»...
Кадровик 107 ОДПЛ
Капитан 3 ранга В.И. Удалов.
Путевку на большую дорогу жизни мне дало Военно - морское инженерное училище, которое я окончил 20 марта 1954 года.
Открываю личное дело, знакомлюсь с послужным списком с момента зачисления курсантом училища принятия военной присяги и первой аттестацией на момент выпуска из стен «альма-матер»:
«Аттестация
на курсанта - выпускника Дизельного факультета мичмана Саенко Валентина Сергеевича.
По состоянию здоровья годен к военно - морской службе па подводных лодках Военно -Морского флота.
1. Может быть использован на должности командира группы движения на ПЛ типа «С»
2. Достоин присвоения воинского звания инженер - лейтенант корабельной службы.»
К моему удивлению, я был сразу же назначен командиром БЧ - 5 на малую подводную лодку «М - 291». Многие из выпускников дизельного факультета попали по распределению в распоряжение комендующих флотов и не один год «шагали» до этой должности.
За время прохождения службы на меня, как и на каждого офицера флота, была написана не одна аттестация. Например, на присвоение очередного воинского звания; по истечении определенного числа лет для возможного продвижения по службе, т.е. определяя, соответствует ли офицер занимаемой должности^ как рекомендует использовать его в дальнейшем командование соединения.
В своем подавляющем большинстве аттестации были объективными. Командиры всех степеней стремились помочь своим офицерам в продвижении по служебной лестнице. За несколько месяцев до аттестационного периода проводили беседы, нацеливали офицеров на устранение имеющихся у них недостатков.
Но в память врезались и противоположные случаи.
Служил на береговой базе эскадры подводных лодок командиром взвода охраны старший лейтенант С.Наумов. Проходил в этом звании три срока. Когда подошел аттестационный период, решил скромно напомнить о себе командиру береговой базы капитану 1 ранга В.Павлову. Очень тому не понравилось напоминание подчиненного о продвижении по службе. Так появилась его запись в аттестации С.Наумова: «Склонен к карьеризму» (?!)
Специально привожу пример предвзятости В.Павлова, так как уж больно она расходится с его собственным поведением в аналогичной ситуации. Когда В.Павлова с должности командира плавбазы «Нева» «сватали» на должность командира береговой базы эскадры подводных лодок (служба там, конечно, была далеко не подарок), им было выдвинуто условие: в связи с тем, что в настоящем звании капитана 2 ранга он давно перехаживал срок, представить аттестацию на присвоение очередного воинского звания капитана 1 ранга. Условие было выполнено.
Так что бывали командиры, которые запамятовали историю своего роста в звании на флоте. Итог с аттестацией С.Наумова был таков: командир эскадры адмирал А.Гонтаев не
пропустил аттестацию как необъективную и не соответствующую действительности, заставил В.Павлова ее переписать.
Еще один хрестоматийный пример подобной аттестации: «В явном пьянстве замечен не был, но по утрам часто пил холодную воду...». Заслуживают внимания выводы в аттестации командиру минно - торпедной боевой части подводной лодки лейтенанту В.Кизелипу: «Мало читает художественной литературы». Безусловно, такая аттестация возвращается с лаконичной припиской кадровых органов: «До устранения» несмотря на нелепость выводов. Как же можно исправить ситуацию, ведь на лодке не почитаешь - это не библиотека. Разве что командир поверил какому - нибудь «доброхоту»?
Вообще, в аттестациях на присвоение воинского звания не должно указываться даже малейших недостатков. Все мы в свое время что - то недорабатывали, каждый из нас имел массу недостатков, но это не мешало нам добросовестно относиться к службе и умело преодолевать возникающие на пути «камни».
Иногда ради дела возникает необходимость убрать из соединения какого-нибудь офицера подводной лодки. Знаний у него маловато по занимаемой должности. Поспешили при окончании обучения в училище дать тому положительную характеристику и рекомендовали на должность, которой он явно не соответствует. А молодой офицер считает, что к нему относятся с предубеждением.
На флотах есть немало рычагов воздействия на подобных офицеров. Например, послать на классы по повышению квалификации. Приходится для такого случая писать «обтекаемую» характеристику. Велика вероятность, что окончив классы, через год он снова вернется в родное соединение. Вся надежда на то, что «нахватается» знаний при обучении, и теперь на службе к нему не будет претензий.
В 1958 году в связи с бурным строительством атомных подводных лодок я, уже в звании капитан - лейтенанта, был послан на переобучение в город Ленинград на Высшие специальные офицерские классы (ВСОК) при ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского. Окончил классы с отличием, получил новую специальность: физика специального назначения.
При распределении Управление кадров ВМФ предложило мне завидную должность: старший офицер на полигон по испытанию атомных бомб на Новой Земле. Штатная должность по званию - капитан 2 ранга. Но назначение с оговоркой: на три года без семьи. Пришлось отказаться, сознавая, что молодая семья (только год назад как женился) просто развалится. Словом, как у Расула Гамзатова:
«Но жизнь - есть жизнь,
А не бега на скачках,
И в жизни добывают не призы».
Как подтвердилось впоследствиие тогда, в 1959 году, я принял верное решение. В 1961 году за подписью Н.С.Хрущева вышел документ, в котором дословно было сказано следующее: «Предоставить право командующим округов и флотов задерживать офицеров в отдаленных местностях на повторный срок, но не более».
После окончания учебы на классах я вернулся на прежнее место службы сразу с назначением командиром БЧ - 5 средней подводной лодки, а затем через полгода был направлен командиром электро-механической боевой части строящейся ракетной подводной лодки в город Комсомольск - на - Амуре. Позади - два года мытарств при постройки с проведением швартовых и ходовых испытаний, впереди - смена четырех квартир для проживания семьи в разных местах временного базирования лодки.
Прибыл к месту постоянною базирования на Камчатку с новой, только построенной лодкой, 28 декабря 1961 года. Еще об одном немаловажном служебном аспекте. Сейчас уже стало редкостью, когда на соединения подводных лодок (замечу: и не каждый год) «подкидывали» мизерное число орденов для награждения особо отличившихся офидеров. Львиная доля орденов оседала на груди представителей штаба. По-моему, каждый офицер, прослуживший на командных должностях флота после окончания училища свыше 20 календарных лет, должен носить хотя бы один орден в честь признания его заслуг.
В 1964 году на Дивизию ракетных лодок по аттестациям командования было получено «энное» число орденов. Словно в насмешку, чисто гражданский орден «Дружбы народов» предназначался флагманскому специалисту ракетного оружия. Но ордена «Боевого Красного Знамени» на заместителя командира Дивизии по ЭМЧ капитана 2 ранга Л.Е. Кондратовича в числе прибывших наград не оказалось. Вернулась аттестация с хамской припиской (а иначе ее не назовешь): «Неясно, как он относится к технике. ?)»
Скажите, какой командир соединения будет держать на должности флагманского инженер - механика офицера, который не поддерживает в постоянной боевой готовности всю технику вверенных кораблей и подводных лодок? И сейчас именно на энтузиазме аппарата флагманского механика соединения держится весь подводный флот России.
Возмущению Л.Е.Кондратовича от данной приписки кадровика, которую он посчитал личным оскорблением, не было предела. Как ни уговаривал его командир дивизии адмирал И.И.Щербаков переписать аттестацию с упором на любовь к технике и снова послать ее в наградной отдел, тот от этого предложения категорически отказался. Впрочем, по моему мнению, Кондратович поступил правильно. Вряд ли это что - либо изменило бы. Орден уже ушел «на сторону» и, скорее всего, пришел бы ответ: «Лимит выделенных орденов для соединения в текущем году исчерпан».
И последняя невыдуманная история, завершающая поднятую тему.
На кафедре теоретической механики в моем ВВМИУ (город Пушкин) один из предметов вел инженер — капитан 3 ранга А.В.Сулоев. Знания предмета были объемными, лекции по темам преподносились в доходчивой форме. Был он выпускником Военно - морского Инженерного училища им. Ф.Э.Дзержинского, которое окончил незадолго до войны. Кадровые органы при распределении направили А.В- Сулоева для прохождения дальнейшей службы в Наркомат ВМФ Союза ССР. А здесь война, взыграли патриотические чувства. Написал рапорт о переводе его для прохождения службы, как выпускника - дизелиста, на подводную лодку Балтийского Флота. Доставили его в осажденный Ленинград самолетом. Рассказывают, что когда его первый раз увидел кок ПЛ, он тихо охнул и промолвил: «Чем же я буду его откармливать, когда весь экипаж итак сидит на полуголодном пайке!». Сделаю отступление: Суслоев А.В. выглядел очень худым.
За время боевых походов он так пришелся по душе всей команде лодки, что когда после войны писалась первая аттестация па старшего инженер - лейтенанта, то концовка ее перед выводами выглядела так: «... а в остальном - просто гениальный человек». И выводы: «Достоин продолжить обучение в Военно - морской Академии имени К.Н.Ворошилова.» Подпись: Командир Краснознаменной подводной лодки «К - 52» Герой Советского Союза, капитан 2 ранга И.В.Травкин.
Такую аттестацию кадровые органы ВМФ в настоящее время не пропустили бы - это однозначно.
Из цикла:
«Лучшие командиры
Подводных лодок
Советского Союза».
ПРДЛОЖЕННЫЙ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА.
На 29 Дивизии подводных лодок учебный год боевой и политической подготовки заканчивался разбором действий каждой из них, достигнутых успехов и имеемых недостатков, планированием предстоящих задач на следующий учебный год. Отрадно было отметить, что все подводные лодки дивизии выполнили поставленные перед ними задачи курса подводных лодок (КПЛ) на текущий 1965 год, с положительными оценками, успешно провели торпедные и ракетные стрельбы.
Закрыть учебный год предстояло подводной лодке «К-163», под командованием капитана 2 ранга И. Людмирского, кстати, самой лучшей на соединении. Согласно плана боевой подготовки ПЛ должна была уйти на боевую службу (БС) на полную автономность к главной ВМБ вероятного противника на Гавайских островах.
Готовили лодку тщательно. Штаб дивизии ПЛ досконально проверил подготовку ее экипажа, доукомплектовал личный состав лучшими специалистами, взамен убывших по осенней демобилизации. Были досрочно проведены все регламентные работы на механизмах и системах лодки согласно наставлениям по планово-предупредительным осмотрам и ремонтам, действующих на ВМФ Советского Союза.
Погузили на борт боевые ракеты и торпеды с их приенением на случай войны по приказу МО СССР.
О готовности выполнения боевой задачи доложили в штаб ТОФ, получили «Добро» с точной датой выхода лодки для несения БС в заранее заданном квадрате.
Команде лодки дали три дня отдыха перед выходом в море.
Личный состав за эти дни просмотрел все кинофильмы, имеемые на береговой базе 15 Эскадры подводных лодок, хорошо отдохнул и выспался до одурения. В эти дни команду лодки никто из дежурной
службы дивизии не тревожил.
Ранним морозным утром в конце ноября 1965 года подводная лодка, попращавшись с родными берегами, прошла ворота Авачинской бухты, и взяла курс в заданный район Тихого океана для несения боевой службы. До назначенного района дошли без замечаний. Вовремя давали радиограммы о прохождении контрольных точек на переходе, и прочие необходимые данные согласно задания, так что Главком ВМФ и командование ТОФ всегда были информированы о месте нахождения ПЛ и ее действиях.
Успешно прошла первая половина отведенного времени нахождения на БС, а вот, в начале второй ее половины случилось непредвиденное: в одной из шахт с боевой ракетой приборы показали рост окислов азота. Центральный КП лодки приказал усиленно вентилировать данную шахту, прогоняя воздух через фильтры ФМШ. Уменьшение окислов азота было незначительным. Надо отметить, что в ракете морского базирования данного образца (Р-13) окислителем ракетного топлива (ТГ-02) являлась азотная кислота, и личный состав БЧ-2 правильно определил причину повышения окислов азота в шахте: в металле корпуса аврийной ракеты, где содержалась азотная кислота, образовался свищ, через который она и вытекала в шахту (по флотскому выражению – слезилась) в незначительном количестве.
По действующей инструкции в подобной ситуации командир ПЛ должен был всплыть в надводное положение, поднять аварийную ракету в верхнее положение, создать крен, сбросить ее за борт, и продолжать выполнять дальше поставленную боевую задачу.
В военное время именно так бы все и было. Но в наше мирное непредсказуемое время поступить так было весьма опасно и опрометчиво по возможным последствиям: любая комиссия со специалистами ракетного оружия поставила бы под сомнение правомерность действия командира ПЛ в подобной ситуации, и доказала, что особой опасности для лодки и жизни личного состава данный инциндент не представлял угрозы, а командир поступил не профессионально и неграмотно. Поэтому, предвидя чем «пахнет» подобное расследование при возвращении лодки в базу, капитан 2 ранга И. Людмирский поступил иначе. Идя под РДП(работа дизелей под водой), по быстродейсвующей связи (СБД) он доложил о случившимся на КП ГК ВМФ, правильно обоснавав при этом, что вероятней всего в металле корпуса ракеты с содержанием азотной кислоты образовался свищ, откуда она поступает в шахту. Ответ пришел незамедлительно: «Всплыть в надводное положение, и максимально возможным ходом следовать следовать в базу, интенсивно вентилировать при этом шахту с аварийной ракетой».
Продув балласт и всплыв в надводное положение, лодка полным ходом под тремя дизелями, за пять дней до наступления Нового 1966 года подошла к месту хранения, погрузки и выгрузки ракет в бухте «Сельдевая». На выгруженной баллистической аварийной ракете, как и предполагалось, был обнаружен свищ на корпусе в районе нахождения азотной кислоты. Ракету разоружили
(слили из нее топливо и азотную кислоту, после этого отсоединили от нее головную часть с боезапасом).
На другой день после выгрузки аварийной ракеты, собралась авторитетная комиссия для выявления причины случившегося, которая проходила под председательством контр-адмирала с полномочиями от ГК ВМФ, в которую были включены:
- представитель завода-изготовителя ракет морского базирования на жидком топливе;
- начальник оперативного управления Камчатской военной флотолии ТОФ капитан 1 ранга В.Зайцев;
- зам. командира дивизии по подготовке командиров ПЛ ПЛ капитан 1 ранга В.А. Дыгало(29 ДиПЛ);
- командир ПЛ «К-163» капитан 2 ранга И. Людмирский(29 ДиПЛ).
Хотя вроде расследовать было нечего. Личный состав БЧ-2 подводной лодки вовремя обнаружил повышение окислов азота в шахте, и последующие его действия были правильными. Командир ПЛ своевременно информировал ГКП ВМФ о случившимся, и выполнял все указания, которые он получал от него. Надо было ожидать, какое решение по этому вопросу примет представитель от ГК ВМФ. Вообще необходимо заметить, что чаще в подобных ситуациях, когда истина лежит на поверхности, и виноват в них не личный состав, а низкое качество продукции заводов-изготовителей, поставляющих недоработанную технику на флоты, комиссии центрального аппарата ВМФ, вероятно, не желая вступать в натянутые отношения с Министерствами, постовляющие технику на флоты, чаще всего пыталось представить вину личного состава кораблей в низких знаниях эксплуатационных инструкций по обслуживанию новой техники. В нашем случае никто из прсутствующих на комиссии к этой аварии не имел отношения, так как свищ мог образоваться в корпусе ракеты только при наличии инородного тела при прокате металла для ракеты на сталелитейных заводах. Дело доходило до того, что командование дивизии, чтобы избежать огульного обвинения в непрофессионализме экипажа лодки при ракетных стрельбах, приняло решение: по мимо представленных записей из журналов, в момент старта ракет фотографировать показания всех приборов. Только в этом случае заводу-изготовителю ракет приходилось признавать свою вину и доводить отдельные узлы ракеты до совершенства, чтобы избежать неудовлетворительных ракетных стрельб в соединениях ПЛ в будущем. От себя замечу, что в тот момент самым недоработанным узлом в ракетах этого вида был интегратор ускорения, что резко снижали показатели точности ракетных стрельб ПЛ ПЛ дивизии.
Примерно по этой схеме и проходило последнее заседание комиссии. Контр-адмирал, председатель комиссии, всячески пытался в какой-то мере обвинить в случившимся, помимо завода-изготовителя ракет, и личный состав БЧ-2 подводной лодки.
Хотя командир лодки И. Людмирский представил комиссии исчерпывающие данные по замерам окислов азота в шахте с аварийной ракетой, которые проводились каждые 30 минут с момента обнаружения. Был представлен акт проверки всех приборов в отсеке БЧ-2 в лаборатории мер и весов. Подкопаться было не к чему. На отличной ПЛ все делалось надежно и в срок.
И тут слово взял капитан 1 ранга В. Зайцев. Обращаясь к контр-адмиралу он сказал: «Раз мы не можем установить истинного виновника в случившемся среди экипажа ПЛ , давайте мы его НАЗНАЧИМ, включим в акт и разойдемся. Сейчас 31 декабря 1965 года, через 12 часов наступит Новый 1966 год». Повисло тягостное молчание. Всей комиссии уже давно было ясно, что вины личного состава лодки в случившимся – НЕТ! Он действовал грамотно, и Камчатская военная флотилия ТОФа отличную ПЛ «К-163» и её командира незслуженно в обиду не дадут. Контр-адмирал, тяжело вздохнув, промолвил: «Ну зачем мы будем обвинять в случившимся кого-то из личного состава БЧ-2, если это документально не подтверждено. Так и запишем в акте, что вины личного состава БЧ-2 в случившимся – НЕТ !».
Через 2 часа акт был отредактирован, напечатан на машинке, подписан всеми членами комиссии. Представитель ГК ВМФ, контр-адмирал, тут же отбыл в аэропорт «Елизово», но встречать Новый 1966 год ему пришлось в самолете на высоте 10 000 метров над Землей. Но и в данном случае вины командования 29 ДиПЛ – не усматривается.
Ветеран – подводник
Валентин Саенко
г. Рига, 21 августа 2012 года.
ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ВОИНСКОЕ ЗВАНИЕ
Каждый год на Северном и Тихоокенском флотах страны в 50 – 60 годы прошлого столетия выпускались сборники аварий и поломок на кораблях и подводных лодок, в которых подробно описывались неправильные действия личного состава, приведшие к поломкам и выходу из строя механизмов и систем, что в целом снижало боеготовность флотов, так как для их устранения нередко приходилось привлекать судоремонтные заводы.
Так что, молодому инженер – механику, только что окончившему Высшее Военно-морское инженерное училище, они (сборники) были, безусловно, большим подспорьем при проведении занятий по специальности со всеми категориями личного состава электромеханической боевой части ПЛ, на одну из которых я был назначен командиром БЧ-5 в 90 Отдельной бригаде подводных лодок после окончания училища.
Уже в то время я обратил внимание, что в сборнике аварий и поломок по Тихоокеанскому Флоту, чаще других, в них поминается подводная лодка «Б-62». Безусловно, я не знал ни командира данной ПЛ, ни ее командира БЧ-5, по вине личного состава которого совершались те оплошности в обслуживании эксплуатации вверенной материальной части. Позже до меня дошли сведения, что это первая ПЛ на флоте с баллистическими жидком топливе.
Это впоследствии, когда я прослужил в подводном флоте капитана 3 ранга-инженера, я на построенной ПЛ «К-75» попал служить в дивизию ракетных ПЛ ПЛ, базирующихся на Камчатке.
Вот здесь жизнь столкнула меня с бывшим командиром ПЛ «Б-62».
В это время он был уже в звании капитана 1 ранга, успешно окончил Военно-Морскую академию, где проучившись положенный срок, сумел защитить диссертацию и получить степень «Кандидата военно-морских наук».
Таких в то время на Ттихоокеанском Флоте было всего четыре человека. Занимал он должность заместителя командира дивизии (29 ДиПЛ) по подготовке командиров. С уходом командира дивизии контр-адмирала И.И. Щербакова в ВМА, в 1966 году вступил в должность командира дивизии. Уже будучи офицером штаба 29 ДиПЛ, мне приходилось часто выходить с ним в море на всех подводных лодках дивизии на выполнение ракетных стрельб согласно задач курса боевой подготовки (КПЛ).
На дивизии со мной в 60-е годы служил флагманский врач, который в те роковые для командира ПЛ «Б-62» В.А. Дыгало годы ( о них пойдет речь ниже), был в 50-х годах членом Военного трибунала ТОФа во Владивостоке. Именно от него я узнал некоротые подробности из жизни командира первой РПЛ на флоте.
Когда на ПЛ «Б-62» скопилась критическая масса аварий и поломок материальной части, командование ТОФа пришло к выводу, что в них повинен и командир В.А. Дыгало из-за низкой требовательности к личному составу. И по решению суда Военного трибунала ТОФа, его понизили в воинском звании на одну ступень: с капитана 2 ранга до капитана 3 ранга. Военному человеку было от чего придти в отчаяние, ведь он целый год готовился к поступлению в ВМА, а в одночасье сразу лишился и воинского звания «капитан 2 ранга», и мечты о поездки на учебу в
Академию.
Вернувшись на базу после приговора суда Военного трибунала флота, не сомневаюсь, что В.А.Дыгало думал, как ему поступить в этой ситуации. Сутки, не выходя из каюты, он принял разумное решение, что жизнь на данном случае не кончается. Она, эта жизнь идет не по прямой, а по другой траектории, со взлетами и падениями, и несомненно, будет еще на его улице праздник. Ночью, спорв с тужурки и кителя погоны капитана 2 ранга, В.А. Дыгало пришил новые погоны с одной звездой, (благо в чемодане оказались запасные), и с этого момента стал капитаном 3 ранга. Утром, на другой день, как ни в чем не бывало, прибыл на ПЛ бодрым и подтянутым. Команда лодки построилась на кормовой надстройке на подъем Военно – Морского Флага, и старалась не смотреть в сторону своего командира, одиноко стоящего на пирсе. За пять минут до 08.00 (время подъема Военно-Морского Флага),
В.А. Дыгало легко взбежал по трапу на лодку, где его встретил с докладом старший помощник командира лодки: «Товарищ командир! (Звание предусмотрительно опустил) Экипаж подводной лодки «Б-62» построен на подъем Военно-Морского Флага!».
В. Дыгало молча прошел на середину строя построенной команды, повернулся лицом к личному составу и четко произнес: «Спасибо, подводнички, за присвоение ВНЕОЧЕРЕДНОГО ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ». И также спокойно, не теряя самообладания, встал в строй на свое место при подъеме Военно-Морского Флага!
Команда молчала, низко опустив головы, все чуствовали свою вину за случившееся: такого любимого всеми ими командира, из-за своей недисциплинированности довели его фактически до позора.
Вахтенный офицер командует ровно в 08.00: «Флаг и Гюйс поднять!». И сразу после подъема флага следует команда старпома: «Всем вниз, на осмотр и проворачивание оружия и технических средств». Начался трудовой день по выполнению очередных задач боевой подготовки.
Как офицер В.А. Дыгало знал: в жизни все перемелится, и года не пройдет, как восстановят его в прежнем звании капитана 2 ранга. А вот о поездке на учебу в ВМА в этом году вероятно придется забыть. Ошибся, Виктор Ананьевич, в своих мрачных прогнозах! Через два месяца его восстановили в воинсом звании капитана 2 ранга и послали на учебу в ВМА. Откуда он через три года, после окончания ВМА и защиты кандидатской диссертации вернулся на ТОФ в звании капитана 1 ранга, получив при этом новую должность – заместитель командира 29 ДиПЛ по подготовке командиров.
Как это скоропалительно произошло, речь пойдет в моем следующем рассказе «Беречь партийные кадры».
Ветеран – подводник
Валентин Саенко
24.08.2012 года.
БЕРЕЧЬ ПАРТИЙНЫЕ КАДРЫ
В пятидесятые годы прошлого столетия Генеральный Секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, возвращаясь с очередного съезда КП Китая, решил заехать на Тихоокеанский Флот и проверить боеготовность кораблей с ракетными комплексами на борту. На Флоты Советского Союза к этому времени стали поступать ракеты морского базирования, которые до необходимого процента точности попадания в цель на полигонах, заложенного в конструкторских бюро (ЦКБ) создателей ракет явно не дотяговали.
Предстоял из этого вывод: самому убедиться в этом и принять после этого соответствующие меры.
На совещании с командным составом ТОФ Н.С. Хрущев сделал упор на проверку эффективности раектной стрельбы надводными кораблями флота (допускаю мысль, что он в то время вообще не знал, что на ТОФ, есть одна ПЛ «Б-62» с ракетным комплексом «Д2» для запуска баллистических ракет Р11ФМ).
С командующим ТОФ, адмиралом флота Н. Фокиным были решены все вопросы по срокам старта ракеты с учетом состояния погоды.
Для запуска ракеты был выделен лучший эсминец флота.
В назначенное время в определенном районе Японского моря был установлен на якоре щит, в который и должна была попасть ракета, пущенная с корабля, или отклониться от него на незначительноерасстояние, но с допустимой при этом погрешностью.
Н.С. Хрущев, командующий ТОФ адмирал флота Н. Фокин и член Военного Совета флота вице-адмирал С. Захаров находились на мостике корабля-контролера, связь с эсминцем устойчиво поддерживалась по радио. Все замерли в ожидании предстоящего старта ракеты. Н.С. Хрущеву услужливо был предоставлен бинокль с большим увеличением, в который он (надеялись и все присутствующие на мостике военоначальники) должен был увидеть попадание ракеты в щит, или около него.
Наконец, после доклада командира эсминца, что на корабле к пуску ракеты все готово, корабль – контролер дал «Добро» на ее пуск. Все присутствующие устремили свои взоры через бинокли на щит, но полетное время ракеты от места нахождения эсминца до щита уже вышло, а попадание ее в щит или всплеска около него зафиксировано не было. Ясно, что ракета отклонилась от заданной цели (щита). Явная неуспешность стрельбы!
На мостике воцарилось глубокое молчание, чувствовалось «траурное настроение» руководящего состава флота. Так опозорится перед Генсеком ЦК КПСС! Молчание нарушил Н.С. Хрущев. Обращаясь к командующему ТОФ он спросил: «Так что Вы можете мне еще показать?». Вот тут адмирал флота Н. Фокин вспомнил о ракетной подводной лодке «Б-62», командира которой суд Военного трибунала Флота совсем недавно лишил воинского звания капитана 2 ранга. И промолвил на вопрос Генсека ЦК КПСС: «Никита Сергеевич, есть подводная лодка с баллистическими ракетами на борту».
«Ну, что же, задержусь еще на несколько дней, посмотрю как стреляют подводники», - утвердил свое решение он. Не стал говорить командующий ТОФ Н.С. Хрущеву, что на флоте эта пока еще единственная ракетная ПЛ, правда, вторая подобная ей ПЛ «Б-89» была на подходе с Северного флота.
Сразу по возвращению на базу в этот же день Командующий флотом вызвал к себе командира ПЛ «Б-62» капитана 3 ранга В.А. Дыгало. Вот по памяти,(со слов его друзей командиров ПЛ ПЛ), сформулирую фрагмент этой беседы: «Виктор Ананьевич! Ты, наверное, уже в курсе, что ракетный эсминец выполнил стрельбу на два балла. Не только В.А. Дыгало, но уже весь ТОФ от Владивостока до Камчатки знали о постигшей неудаче.
Н.С. Хрущев решил задержаться на флоте, и посмотреть как стреляют подводники. Вся надежда по реабилитации флота сейчас ложится на тебя! И вот мое слово Командующего: Выполнишь ракетную стрельбу успешно, чем спасешь флот от позора за первую неудачную стрельбу эсминца, тут же восстанавливаю тебя в звании капитана 2 ранга и посылаю на учебу в Военно-Морскую Академию».
«Не подведем!» - Уже от имени всей ПЛ, заверил В.А. Дыгало Команующего флотом. Вернувшись на базу стоянки подводных лодок, он собрал офицеров лодки и кратко изложил беседу в штабе флота. Теперь, чтобы спасти честь Флота, ответственность ложится на нас, подытожил он разговор. «Не подведем!» - тоже заверил командира лодки офицерский состав.
И работа закипела! В первую очередь политическая по мобилизации личного состава лодки на успешное выполнение поставленной боевой задачи. Заместитель командира лодки по политической части капитан 3 ранга А. Сахненко провел комсомольское и партийное собрания, нацелил всех на успешное выполнение ракетной стрельбы, и притом только на «отлично».
Разобьем этот щит вдребезги, заявили комсомольцы на своем собрании. (Забегая вперед скажу, что они были близки к цели в своих выступлениях; щит действительно прямым попаданием
ракеты был разбит на щепки). ПЛ погрузила ракету и в назначенное
время пришла в точку старта. Снова, как и в первый раз, в руках Н.С. Хрущева бинокль с усиленной оптикой, в которой он отчетливо видит щит. Сама ПЛ находится за сотни миль и, безусловно, имеет точные координаты щита установленного на море.
Наконец на мостике корабля – контролера приняо радио о пуске ракеты с борта ПЛ «Б-62». Воцарилось глубокое молчание. Медленно бегут секунды и минуты хронометра, отсчитывающего полетное время ракеты. Следует доклад: «До конца полетного времени ракеты осталось одна минута». И вдруг, разрывая низкую облачность, появляется головная часть ракеты, что отчетливо видно всем присутствующим на мостике, и разносит установленный щит на обломки. Радостное волнение на мостике, и подводная лодка тут же получает сообщение по радио, что стрельба выполнена на отлично, цель (щит) поражена прямым попаданием ракеты.
Н.С. Хрущев обращается к Командующему флотом: «Что у Вас все подводники так стреляют?». «Только так», - смело отвечает Генсеку ЦК КПСС адмирал флота Н. Фокин. (Припоминаю, что как-то раз Н.С. Хрущев высказал мысль, что мы ракетой в космосе и в муху попадем). Вполне вероятно, что он тогда имел ввиду отличную стрельбу ракетной ПЛ «Б-62» Тихоокеанского флота.
И тут за обедом в кают – компании корабля-контролера Н.С. Хрущев высказал пожелание встретиться с экипажем такой, вдруг ставшей знаменитой, лодки, и лично поздравить команду и ее командира с отличной стрельбой. На другой день эта встреча состоялась.Потом она подробно была освещена в средствах массовой информацмм страны, и особенно во флотской печати – в газете «Боевая вахта». Н.С. Хрущев поздравил личный состав лодки с отличной стрельбой, с удовольствием сфотографировался с ними на память о такой торжественной встрече, а потом у него завязался интересный, непринужденный разговор с командиром лодки – В.А. Дыгало. Н.С. Хрущев задвинул свою шляпу на затылок головы, от души смеялся на меткие его остроты. Видя, что разговоруне будет конца, ЧВС Флота вице-адмирал С. Захаров тихонько дернул за полу тужурки В.А. Дыгало, чтобы тот закруглялся со своей «травлей» (по-флотски болтовней).
Это не ускользнуло от внимания Генсека, и он с возмущением встретить такого интерсного собеседника?!»
Когда Н.С. Хрущев понял, что вопросы исчерпаны, а заговорил его В.А. Дыгало основательно не только как эрудированный командир лодки, а как одессит с юмором от рождения, он в хорошем расположении духа обратился к нему: «Ну, командир, проси все что хочешь, все сделаю для тебя».
То что попросил В.А. Дыгало ошеломило Командование Флота. А просилон о следующем: «У меня на лодке есть заместитель по политической части, капитан 3 ранга А. Сахненко. Фронтовик, высшего политического училища не кончал, помешала война и, безусловно, было не до учебы. Сейчас он поступил в ВПШ при Хабаровском Крайкоме КПСС. Меня, как командира ПЛ он вполне устраивает, но вот Политуправление Флота решило уволить его в запас». Член Военного Совета флота С. Захаров побледнел, такого меткого удара в свой адрес он явно не ожидал. Действительно, на днях В.А. Дыгало приходил к нему на прием, просил оставить А. Сахненко на своей занимаемой должности, но он был непреклонен. Докладывая Н.С. Хрущеву данную ситуацию со своим замполитом В.А. Дыгало ничем не рисковал, знал, что Командующий Флотом свое слово сдержит и в отношении восстановления в воинском звании и отправке на учебу в ВМА.
Н.С. Хрущев только чуть повернув голову в сторону
С. Захарова промолвил: «Так-то Вы БЕРЕЖЕТЕ ПАРТИЙНЫЕ КАДРЫ». Одна эта произнесенная фраза решила вопрос о неувольнении А. Сахненко из Военно-Морского Флота.
В.А. Дыгало уже в восстановленном звании капитана 2
ранга убыл на учебу в ВМА, где окончил ее с отличием, и
вернулся в родное соединение на ТОФ, в звании капитана 1 ранга,
заместителя командира 29 ДиПЛ по подготовке командиров.
Ветеран – подводник
Валентин Саенко
26.08.2012 года
|