105 ЛЕТ ПОДВОДНОМУ ФЛОТУ РОССИИ.
Подводные силы России получат до 10 "Ясеней" и подводную лодку с двигателем замкнутого цикла – обещания ГШ ВМФ
18.03.2011
Представители Главного штаба ВМФ России накануне Дня моряка-подводника сделали ряд громких заявлений. ,
ВМФ России до 2020 года получит до 10 многоцелевых атомных подводных лодок 4-го поколения типа "Северодвинск" проекта 855 "Ясень", при этом закладка третьей лодки проекта состоится в 2011 году, заявил РИА Новости 18 марта высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ РФ.
Принципиально новая подводная лодка с двигателем замкнутого цикла, разработка которой ведется в России, заменит нынешние и будущие дизель-электрические подводные лодки, также заявил агентству в пятницу высокопоставленный представитель ГШ ВМФ.
По словам главнокомандующего ВМФ России Владимира Высоцкого, финансирование строительства многоцелевых и стратегических АПЛ обеспечивается в приоритетном порядке и достаточном объеме.
Первый в 2011 году испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" состоится в июне после таяния льдов, сообщил 17 марта главный разработчик ракеты генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.
По его словам, испытания ракеты должны завершиться в этом году. В случае их успеха ракета может быть принята на вооружение флота в 2012 году.
Девятнадцатого марта Россия отмечает День моряка-подводника - 105-ю годовщину со дня создания подводных сил России.
100 - ЛЕТИЕ ПОДВОДНЫХ СИЛ.
19 марта в России отмечается День моряка-подводника. В этом году он юбилейный - отмечается 100-летие подводных сил. В 1906 году указом императора Николая II в классификацию судов военного флота был включен новый разряд кораблей - подводные лодки (тогда их было всего 10). Эта дата стала начальной точкой отсчета для подводных сил России.
Потенциальные возможности подводных лодок сразу привлекли внимание военных моряков: скрытность и мощь удара делали их грозным оружием.
Во время всех войн наши моряки-подводники были на направлении главного удара. Среди подводников выросло немало славных командиров: Магомед Гаджиев, Николай Лунин, Александр Маринеско, Израиль Фисанович. Их имена навсегда вписаны в историю военно-морского флота и останутся в памяти поколений моряков.
Памятная медаль – офицерам и ветеранам
В Мурманской области грядущему празднику придают большое значение. Ведь здесь, на Кольском полуострове, сосредоточена мощнейшая группировка подводных лодок самых разных классов: атомных и дизельных, стратегических ракетных и многоцелевых.
Мурманское региональное отделение Партии "Единая Россия" не осталось в стороне от столь знаменательного для Кольской земли события. Оно оплатило изготовление 100 комплектов медалей "100 лет подводным силам России". Накануне праздника первые на Северном флоте офицеры и ветераны подводных сил получали эти награды во время торжественного приема подводников в офисе регионального отделения партии. Среди награжденных были командиры дивизий подводных лодок, командиры лодок, базирующихся в гарнизонах Мурманской области, и офицеры запаса, уже закончившие службу.
- Это наша благодарность за нелегкий ратный труд, - заметил Секретарь регионального Политического совета Партии "Единая Россия" Валерий Горин, - Медали учреждены комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации, а мы - региональное отделение - оплатили изготовление комплекта медалей для Северного флота. Сегодня их получат только 23 офицера. Большая же часть передана командованию флота, чтобы их вручили в гарнизонах подводников.
Я в подводники пошел…
У каждого подводника свой путь к профессии. Среди них не редкость семейные династии.
- Родился я во Владивостоке. Мой отец был военным моряком, командиром стратегической атомной подводной лодки, - рассказывает командир атомного подводного крейсера "Орел" капитан 2 ранга Валерий Варфоломеев, - После 8-го класса я поступил в нахимовское училище. В 1993 году, после окончания Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был направлен командиром группы управления ракетной стрельбой атомной подводной лодки в Западную Лицу. За 11 лет службы прошел все должности до командира корабля.
А вот Олег Горелов, ныне руководитель исполкома Мурманского регионального отделения Партии, начинал службу матросом:
- Я очень хотел стать военным моряком, но в Полтавском военкомате не было разнарядки в военно-морское училище. Поэтому пошел по призыву матросом, и, отслужив положенное время, подал заявление в училище. Получил направление на Северный флот, в Видяево. Так что прошел все ступени флотской службы, от матроса, до командира многоцелевой атомной лодки. Моим последним кораблем была К-324, та самая, которая в Саргассовом море в 1983 году "выловила" винтом самую секретную разработку американцев. Кстати, недавно по телевидению шел фильм "Загадка "Черного принца". Его сюжет построен как раз на этом событии. С этой лодки я ушел в запас капитаном первого ранга. Жители поселка выбрали меня депутатом. Будучи председателем муниципального Совета вместе с коллегами формировал местную гражданскую власть в Видяево. Потом я стал Секретарем местного отделения "Единой России" и сейчас руковожу региональным исполкомом.
Что значит быть подводником?
Вопрос задан Юрию Бояркину, вице-адмиралу запаса, члену Партии "Единая Россия".
- Это значит – нервы зажимай в кулаке и, как шахматист, просчитывай на три хода вперед, если хочешь выжить и выполнить задание, - отвечает ветеран.
За его плечами выходы в море на всех классах подводных лодок, стоявших на вооружении военно-морского флота, тысячи пройденных миль и в сумме почти десять лет, проведенных под водой. Все нынешние командиры соединений и подводных лодок Северного флота знакомы ему чуть ли не с лейтенантских погон – с кем служил вместе, у кого зачеты принимал, будучи заместителем командующего Северным флотом по боевой подготовке. А после выхода в запас Юрий Иванович стоял у истоков создания Партии "Единая Россия" на Кольской земле.
- Очень важно быть профессионалом, знать свою специальность, свой корабль отменно, - продолжает он
Считается, что у командира-подводника на размышление в кризисной ситуации всего 30 секунд и надо успеть принять решение за это время. А еще важно умение уживаться с людьми. В тесном корпусе лодки по шесть месяцев несешь службу и быстро осознаешь, насколько это важно.
Нынешним командирам сложнее обретать профессионализм. Им не хватает морских походов. На берегу не место моряку! Практики надо больше, без нее теория - ничто.
Экипаж – одна семья
Было время, когда в экипажах подводных лодок служили матросы по призыву. Но техника не стоит на месте, и подводники, наверное, одними из первых в вооруженных силах поняли, что переход на контрактную службу для матросов – требование времени.
Валерий Варфоломеев, командир атомного подводного крейсера "Орел":
- Экипаж на моей лодке полностью профессиональный, матросов срочной службы нет. Я напрямую работаю с орловским военкоматом, многие матросы родом из Орла. Матрос на моей лодке получает от 9 до 15 тысяч рублей. Квартиру в Западной Лице дают после 3-4 месяцев службы.
На дизельной подводной лодке Б-177 "Липецк", где командиром капитан 2 ранга Сергей Владимирович Крошкин, экипаж тоже полностью укомплектован контрактниками – матрос на получает от 7 до 14 тысяч рублей. "Но, к сожалению, пока есть некоторые проблемы с обеспечением жильем в городе Полярный", - добавляет С.Крошкин
А с Липецком как отношения складываются?
Липецк очень помогает и при подборе кадров, и в плане шефских связей. Хороший контакт налажен и с Секретарем липецкого регионального Политсовета Партии "Единая Россия" Михаилом Гулевским.
Нет у вас зависти по отношению к коллегам с атомоходов?
- Нет. Современные дизельные лодки оснащены не хуже атомных. И современные цифровые комплексы управления есть, и новой техники много, и сами лодки последних проектов ничуть не хуже атомных. Так что нет, не завидую я им.
В море часто выходите?
- Больше 10 раз за год в среднем. От двух дней до двух недель выходы бывают. Это не считая переходов для показов лодок в Североморске иностранным делегациям.
В закрытом гарнизоне
Значительная часть жизни подводника протекает в закрытом пространстве. Но это не только корпус подводной лодки. Все подлодки Северного флота, дизельные и атомные, базируются в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), вся жизнь и инфраструктура которых тесно связана с флотом. В основном это небольшие городки, расположенные среди холодных заполярных сопок на берегах "губ" - узких морских заливов. Все въезды и выезды в ЗАТО перекрыты контрольно-пропускными пунктами.
- Сейчас жизнь стала заметно лучше, если сравнивать с началом службы в 93 году. И в бытовом плане тоже. Например, была такая проблема: идешь со службы домой, а магазины все закрыты, ничего не купить. Сейчас такого нет. Заметна работа администрации города: новая снегоуборочная техника закупается, подъезды моют, порядок в городе наводят. В домах тепло. Даже жарко, - улыбается Валерий Варфоломеев.
Перемены к лучшему отмечают и все подводники, присутствовавшие на торжественном приеме в Мурманском отделении "Единой России".
- Но есть у этой закрытости и обратная сторона: уйдет флот, и что будет с ЗАТО? – говорит Олег Горелов. - Промышленности почти нет, от крупных городов, которых в Мурманской области и так раз-два и обчелся, гарнизоны далеко. Да тут еще и финансирование ЗАТО в этом году перевели на региональный уровень. К этому еще не успели привыкнуть, настораживает это многих. Одна надежда на развитие нефтегазовой отрасли и прибрежное рыболовство. Но прокормит ли всех рыбалка?
Вопрос пока без ответа… И других проблем хватает.
- Недавно стали ремонтировать казарму для экипажа, - рассказывает командир одного из соединений. – И сразу же, как из-под земли, проверяющие появились, стали поучать в чем я не прав. Почему, как только что-то для людей делать начинаешь, какие-то проверяющие с запретами появляются? Где эти проверяющие были, когда все разваливалось?!
Жизнь после службы
Выход в запас - проблемное время для прослуживших всю жизнь в ЗАТО. Гражданская жизнь - это другой ритм, другой стиль, и ей приходится учиться заново. А еще надо устроиться на работу, чтобы обеспечивать семью – подводники рано выходят на пенсию.
Хорошо еще, что появились специальные программы реабилитации военнослужащих. Некоторые финансируются правительствами соседних государств, некоторые - российским. Но и это не решает всех проблем. Найти работу в маленьком гарнизоне или открыть бизнес – в разы сложнее, чем по ту сторону КПП. Одна надежда – уехать.
Об эффективности программы жилищных сертификатов говорить еще рано – только недавно по инициативе президента в нее внесены существенные поправки. Очереди на переселение из ЗАТО по существовавшим ранее программам приходится ждать долго – все 90-е на флоте шли значительные сокращения, и теперь еще много желающих уехать на Большую землю, в большие города.
Однако Олег Горелов считает, что не стоит бояться этих проблем.
- Не бойтесь, мужики! И на дембеле можно жить нормально, - с улыбкой говорил он молодым командирам. - Надо только поставить себе задачу и стремиться ее выполнить. Как на службе!
|